Первый Всероссийский форум по импортоопережающим и 3D-технологиям стартовал первого ноября на базе СПбПУ Петра Великого. На протяжении трех дней участники, руководители и проректоры вузов России, будут рассуждать о создании инновационной образовательной среды в соответствии с запросами высокотехнологичных предприятий в условиях импортозамещения и импортоопережения, о внедрении инновационных образовательных технологий в школы, СПО и университеты.
В день открытия прошел круглый стол «Практики сетевого взаимодействия с университетами в задачах развития геостратегических территорий России», на котором участники обсудили вызовы, стоящие перед университетами и системой образования сегодня, и как обеспечить взаимодействие вузов.
Директор Сыктывкарского лесного института, к. ю. н., доцент Любовь Гурьева, выступая с докладом «Опыт создания и развития Лесного образовательного кластера Республики Коми», отметила, что суть образовательного кластера в целом – быть гибкой сетевой структурой, которая включает группы взаимосвязанных объектов, объединенные вокруг ядра инновационной образовательной деятельности для решения определенных задач и решения конкретных целей.
«Лесной кластер – структура для образовательного сообщества Республики Коми новая, при ее создании активно использовался зарубежный опыт, научные наработки почетного президента СЛИ, профессора Николая Большакова и профессора Валентины Жиделевой, которые начали заниматься темой новых организационных моделей сложных интегрированных образовательных систем с 90-х годов XX века. В своих работах ученые отмечали раздробленность сферы лесного образования в Республике Коми. Уже тогда наиболее перспективным для развития сферы лесного образования в Коми был признан именно кластерный подход», – поделилась со слушателями Любовь Гурьева.
В этот и последующие периоды шел поиск новых путей развития профессионального образования в лесной отрасли в целях проведения поэтапной структурной перестройки и объединения профильных образовательных учреждений, направленных на повышение качества образования, рост профессиональной и академической мобильности. Выстраивалась система сетевого взаимодействия образовательных учреждений лесного профиля на основе интеграции образовательных программ, разработки сквозных учебных планов.
Сыктывкарский лесной институт стал инициатором создания Лесного образовательного кластера, учрежденного 11 февраля 2011 года. В него вошли 12 образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования. Руководители структурных подразделений образовательных учреждений планируют и координируют свою работу в рамках деятельности ЛОК. Проводятся заседания совета ЛОК, в который входят руководители образовательных учреждений, совещания заместителей по учебной, воспитательной работе и производственному обучению. Преподаватели образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования проходят стажировки на кафедрах Лесного института. На основании учебных планов специальностей, по которым ведется обучение в техникумах и колледжах, сверены профильные направления подготовки в СЛИ с целью организации работы по формированию сопряженных образовательных программ по направлениям подготовки бакалавриата.
Модератор круглого стола, д. п. н., доцент, заведующий лабораторией развития высшего образования Российской академии образования Наталья Михальченкова отметила, что модель образования XXI века должна опираться на сетевое взаимодействие и формирование комплексной системы, направленной на единство логико-структурной формы и траектории обучения на всех уровнях образования. Особую важность необходимости и неизбежности создания новой модели образования создают условия геостратегического развития России в территориальной перспективе. Одними из важнейших векторов геостратегического развития РФ являются Арктика, Каспий, Дальний Восток и южные регионы.