Осенью 2018 года мне позвонил профессор САФУ Александр Викторович Пластинин и предложил поработать в интересах науки. Требовалось в формате полевых исследований провести опрос ряда руководителей Республики Коми, имеющих отношение к лесной отрасли, готовых и способных осветить тему создания и функционирования лесопромышленного кластера в республике. Для этого необходимо выехать в Сыктывкар. Кто же откажется от такой возможности?
Едва самолёт рейса Архангельск-Котлас-Сыктывкар оторвался от архангельской земли, как сидевшие позади меня школьники из Сыктывкара дружно запели Гимн России, чем настроили меня на лирический лад. Последний раз я был в Республике Коми в далёком 1974 году, когда на четвёртом курсе АЛТИ проходил производственную практику на Максаковском сортировочно-сплоточном рейде, активно работая багром. Здесь же познакомился и скромно напросился в гости к талантливому изобретателю, слесарю рейда Рингольду Кеслеру, который с помощью своих рацпредложений и изобретений сделал очень много для облегчения работы сплавщиков.
К примеру, изобретатель механизировал операцию обвязки пучков на сплоточной машине ЦЛ-2М, механизировал остановку и пропуск щети. (Нынешние студенты вряд ли знают, что такое щеть или машина ЦЛ-2М.) Весь вечер Рингольд Кеслер рассказывал мне о десятках своих рацпредложений и изобретений, делился опытом их разработки и внедрения. Помнится, сюда же, в Максаковку, приезжали навестить две мои главные красавицы — жена Оля и полугодовалая дочка Анечка, которая сейчас подросла и трудится выпускающим редактором нашей газеты.
Предавшись воспоминаниям, я не заметил, как самолёт приземлился и покатил по взлётной полосе аэропорта Сыктывкара.
Я не узнал город — он похорошел, разросся, а рабочий посёлок Максаковка стал уже не посёлком, а частью столицы Коми.
Итак, за работу.
Беседа первая
Валентина Жиделева — заместитель председателя Государственного Совета Республики Коми, вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортёров России, руководитель Лесного образовательного кластера Республики Коми, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики отраслевых производств Сыктывкарского лесного института — филиала СПб Лесотехнического университета имени Кирова.
Как пошутила Валентина Васильевна, многие считают, что должностей и званий у нее чересчур. Но она уверена, что все они помогают ей в решении конкретных задач.
С вопросов развития лесопромышленного кластера Республики Коми Валентина Васильевна повернула беседу на очень интересную и перспективную тему: лесной образовательный кластер. Прислушаемся к мнению учёного.
- Когда в 2007 году меня назначили директором Сыктывкарского лесного института, мы с коллегами стали думать - что необходимо сделать для улучшения подготовки наших студентов. используя возможности системы профессионального образования Республики Коми. Приняли в республике концепцию развития высшего профессионального образования и искали варианты налаживания связей между учебными заведениями, которые имели различную подчиненность - федеральную, республиканскую, муниципальную. И в конце концов мы нашли форму, позволившую нам объединиться.
На добровольной основе подписали договор и создали ассоциацию — Лесной образовательный кластер Республики Коми! В него вошли и высшие, и средние профессиональные заведения республики. Сначала их в ассоциации было не более 10, а сегодня уже 19! Удалось создать совмещённые образовательные программы, что представляет интерес для многих учебных заведений России. К нам за опытом едут со всей страны. На первых и вторых курсах даем возможность студентам получить рабочие специальности, которые востребованы на рынке труда, предусмотрели практику студентов на ведущих предприятиях республики. И самое важное - Лесной образовательный кластер вошёл в состав лесопромышленного кластера Республики Коми. Без грамотных специалистов невозможно решать задачи, поставленные государством лесопромышленному кластеру.
Создав Лесной образовательный кластер, мы чётко осознали, что наша задача - не только научно-образовательная деятельность, но и сотрудничество с бизнесом. В процессе совместной деятельности удалось объединить власть и законодательную, и исполнительную, образование, науку, бизнес. С нами работают общественные организации, защитные — связанные с экологией, профильные министерства. Общество лесоводов, школьные лесничества. Кстати, последних в республике — 49!
Не могу не отметить, что большая часть текущей работы по обеспечению деятельности и Международного совета, и образовательного кластера выполняется Сыктывкарским лесным институтом под руководством ректора Л. А. Гурьевой. За это особая благодарность всех членов Лесного образовательного кластера.
Деятельности Лесного образовательного кластера способствует и созданный по инициативе СЛИ ещё в 2009 году Международный совет по развитию лесного профессионального образования финно-угорских стран и регионов России, куда вошли 12 университетов России, Финляндии, Швеции.
Беседа вторая
Сергей Шевелёв — заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
По мнению Сергея Витальевича, кластеры окажут положительное влияние на координацию деятельности предприятий, учреждений, объединенных в кластер. Зачастую свободный ресурс оборотных средств у предприятий недостаточен для инновационного развития предприятий, объединенных в кластер, поэтому на начальном этапе требуется государственная финансовая поддержка.
Основная цель создания лесопромышленных кластеров — развитие предприятий, их экономической эффективности, увеличение доходов и поступлений в бюджет, содействие импортозамещению и переход на цифровую экономику.
Нередко у нас возникают искусственные препоны между предприятиями, которым невозможно договориться между собой, потому что интересы одного, более крупного, оказываются важнее интересов других участников рынка лесной продукции. Кластер как раз позволяет этого избежать — уравнять права участников рынка и выстраивать справедливую ценовую политику. Лесопромышленный кластер, по словам Сергея Витальевича, обязан иметь и лесохозяйственную составляющую, без которой у ЛПК нет будущего.
Вернемся на несколько лет назад, когда лесхозы занимались не только лесовосстановлением, тушением лесных пожаров, но и заготовкой леса, производством товаров народного потребления, сбором и переработкой недревесных лесных ресурсов — грибов, ягод, лекарственных трав...
Стоит вспомнить, что на Олимпиаду-80 сувенирных деревянных мишек производил Сыктывкарский лесхоз! Ветераны лесного хозяйства знают, что прежде, когда заканчивались сезонные лесохозяйственные работы, лесники шли в лесозаготовительные бригады. Они получали и зарплату лесника, и то, что зарабатывали в бригаде. Лесхозы могли купить форменную одежду, приобрести лесохозяйственную технику. Не было проблем со средствами. В лесхозах трудилось много молодёжи.
Прошло несколько лет... На сегодня количество пенсионеров в лесничествах Республики Коми достигает 50-70%. Вакансий в лесном хозяйстве в республике более 70. Если так пойдёт и дальше, последствия могут быть самые печальные для лесного хозяйства.
Кластеры гарантированно должны решать и проблемы лесного хозяйства, без которого немыслима работа ЛПК.
Очень важно, что возвращаются лесные конкурсы, которые должны наконец обеспечить сырьём добросовестных предпринимателей, способных вести глубокую переработку древесины. Именно современные лесозаготовительные и лесоперерабатывающие предприятия смогут стать основой лесопромышленного кластера Коми.
Беседа третья
Следующий собеседник — начальник отдела лесопромышленного комплекса, машиностроения и лёгкой промышленности Министерства инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми Сергей Маляров.
По словам Сергея Анатольевича, практически любое лесопромышленное предприятие, начиная со среднего, уже мини-кластер. Как правило, оно занимается лесозаготовкой, транспортировкой, лесопереработкой и продажей конечной продукции. Хотя глубина переработки у предприятий различна. На первый взгляд, производственный цикл предприятия замкнут. Но кластер позволяет расширить этот цикл. Предполагается, что создание лесопромышленного кластера в республике поможет наладить более эффективное взаимодействие предприятий. В результате коллективного труда в рамках производственной кооперации возникает синергетический эффект при объединении в единую технологическую схему разнонаправленных производственных процессов глубокой переработки всего лесного сырья, при этом экономически эффективно используются и непрофильные для предприятий направления лесопереработки.
Задача государства — создать нормативную базу, которая позволит в условиях рынка реализовать кластерные возможности, а также обеспечить методическую поддержку. Кроме того, на первом этапе крайне важна государственная финансовая поддержка. Это адекватный и понятный бизнесу стимул, побуждающий предприятия к работе в составе кластера, а дальше бизнес сориентируется, оценит возможности кластера, продолжит развитие.
Характерным примером может служить развитие биоэнергетики в Республике Коми. Когда государство в 2013-2014 годах выдавало субсидии на поддержку данного направления лесопереработки, бизнес мгновенно оценил его перспективность и начал инвестировать средства в строительство новых производственных линий, выпускающих топливные брикеты и гранулы из отходов деревообработки. Посчитано, что на каждый миллион рублей государственной поддержки в Республике Коми было привлечено до 7 миллионов рублей частных инвестиций!
К сожалению, в дальнейшем по ряду причин как объективного, так и субъективного характера прямая финансовая поддержка биоэнергетики со стороны республики прекратилась. Основная причина - ограничение бюджетного финансирования госпрограммы «Развитие промышленности», но полученный импульс позволил лесопромышленникам Республики Коми при деятельной поддержке профильного министерства серьезно продвинуться вперед и по темпам роста отрасли стать одним из российских лидеров. В настоящее время биоэнергетика в Республике Коми продолжает развиваться уже вполне самостоятельно, и в этом процессе так или иначе участвуют все основные лесоперерабатывающие предприятия региона.
Это пример того, как небольшое финансовое вливание, сделанное правильно и грамотно, создало «точку роста» и дало толчок развитию целой отрасли.
Можно сказать, что идею кластера в ЛПК республики восприняли со сдержанным оптимизмом, но с должным пониманием. Министерством промышленности совместно с Союзом лесопромышленников Республики Коми была проделана большая и кропотливая работа по формированию портфеля кластерных проектов, соответствующих требованиям Минпромторга РФ. При этом столкнулись с рядом процедурных и организационных сложностей и пришли к выводу о необходимости предложить на рассмотрение Минпромторга России внесение изменений в нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность промышленных кластеров. Например, снизить планку минимального оборота предприятий до 50 млн. рублей в год, а количество работающих снизить до 100, что позволит вовлечь в кластер больше предприятий ЛПК.
Республика Коми — ключевой лесной регион Европейской части России, и оптимизм относительно перспектив развития её лесопромышленного комплекса, в том числе и с использованием кластерного подхода, основан в том числе и на статистическом факте, что при нынешнем уровне лесозаготовки сырья для лесопромышленных предприятий республики хватит ещё более чем на 400 лет. И это не следует трактовать так, будто заготовка мала, она определяется потребностями рынка и возможностями предприятий. Это следует понимать как то, что леса достаточно для развития отрасли, хотя, разумеется, вопрос обеспечения экономической доступности этого сырьевого ресурса весьма сложен. Тем не менее, законы рынка заставят эффективно использовать лесное сырьё, и лесопромышленный кластер может помочь сделать это более грамотно, рационально и с наименьшими издержками.
Беседа четвертая
Генеральный директор союза лесопромышленников Республики Коми, руководитель специализированной организации лесопромышленного кластера Республики Коми Анатолий Байбородов.
Анатолий Геннадьевич занимает две высокие и ответственные должности, и, что примечательно, трудится он на обеих должностях на безвозмездной основе, что называется, за идею. Относительно лесопромышленного кластера Республики Коми Анатолий Геннадьевич сказал следующее.
Решение о создании лесопромышленного кластера Республики Коми было принято в 2015 году. Пригласили членов союза лесопромышленников и всех, кто заинтересовался идеей кластера. Весь 2016 год шла подготовика, разрабатывали и согласовывали десятки документов. В конце 2016 года несколько килограммов кластерных документов повезли в Москву на утверждение. В своём проекте сделали упор на развитие программ, которые касаются каждого отдельного предприятия-участника кластера. В Минпромторге России рассмотрели наши документы, и в итоге 23 февраля 2017 года наш кластер был включён в реестр кластеров РФ.
Мы пытаемся в рамках кластера создать несколько проектов. Первый — комплекты домостроения. База и инфраструктура — всё это в республике есть, компания «Лузалес». Рассматривается проект биохимия - база Монди СЛПК. где получают талловое масло, а из него можно производить различную продукцию для химических отраслей. Далее у нас есть предприятие —Печораэнергоресурс» — компания входит в кластер, производит экстракты из хвойной лапки. Планируем развивать цифровую экономику, в первую очередь это контроль за заготовкой и вывозкой древесины, за расходом топлива - чтобы все сведения поступали в единый компьютерный центр. Очень перспективная идея - производство газомоториого топлива. Наши проекты крайне важны для республики. А вот Минпромторг готов финансировать только развитие производства, направленного на импортозамещение.
Ещё одна проблема. Если какое-то предприятие входит в состав кластера или выходит из него, необходимо заново готовить многокилограммовый пакет документов по кластеру и заново согласовывать с Минпромторгом. А это внушительные затраты — и денег, и времени. Тем более что всей этой бумажной работой Анатолию Геннадьевичу приходится заниматься на благотворительной основе. Источников финансирования нет! Предприятия Коми заинтересованы активно совместно работать в кластере, однако условий для успешной и плодотворной деятельности пока не создано. Необходимо дорабатывать нормативные документы, без этого здравую идею лесопромышленных кластеров можно и успешно похоронить.
Пользуясь случаем Анатолий Геннадьевич сказал несколько слов о союзе лесопромышленников Республики Коми. Создан союз в 1998 году, работа шла в непростых условиях. В 2005 году союз практически прекратил существование. Ожил союз в 2006 году с вступлением в него Сыктывкарского целлюлозного комбината и его дочерних компаний, но в 2013 году, в связи со сменой собственника комбината — эти предприятия покинули союз, не понимая, что в лесной отрасли проблемы общие — и для малых, и для крупных предприятий. В союз входят самые различные по видам деятельности предприятия, а вот проблемы, с которыми сталкивается ЛПК, у всех одинаковые. Для решения этих проблем и работает союз.