Очередной День депутата законодатели Госсовета РК посвятили теме «Дуальное образование в Республике Коми: новые возможности роста кадрового потенциала». Круглый стол на эту тему с приглашением представителей министерств, ведомств, руководителей образовательных организаций, членов ЛОК РК, Общественной палаты региона, Союза лесопромышленников РК, Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Коми прошёл в Сыктывкарском лесном институте. Начался он с экскурсий по лабораториям СЛПТ и СЛИ.
Площадка СЛИ была выбрана не случайно. Сыктывкарский лесной институт стал инициатором создания Лесного образовательного кластера РК, который недавно отметил пятилетия со дня создания. За эти годы здесь накоплен практический и научный опыт сотрудничества по формированию внутрирегиональной системы подготовки кадров высшего, среднего и начального уровней интеграции обучения, повышения престижа специальностей лесной отрасли экономики.
Тема дуального образования в рамках ЛОК РК с участием Министерства образования и молодёжной политики региона за последние месяцы в Сыктывкаре обсуждается уже в третий раз. Открывая мероприятие, председатель Госсовета РК Надежда Дорофеева отметила её актуальность в связи с задачей, поставленной Президентом России Владимиром Путиным в Послании к Федеральному Собранию, - обеспечить к 2020 году предприятия страны профессиональными кадрами в соответствии с лучшими мировыми стандартами.
А для этого работодателям необходимо повернуться лицом к образовательным организациям, чтобы те в свою очередь формировали учебные планы с учётом их пожеланий, принимали будущих инженеров и рабочих на практику, воспитывали в них нормы корпоративной культуры предприятия. Только тогда обучающиеся смогут получать компетенции в условиях, приближённым к производственным.
- Для эффективного внедрения дуального образования в регионе, нужна нормативно-правовая база, - зам. председателя Госсовета РК, председатель Совета ЛОК РК Валентина Жиделева предложила вспомнить об институте наставничества, хорошо зарекомендовавшем себя в советское время на предприятиях. Наставники и руководители практик получали доплаты - 10 - 20 процентов от окладов. Сегодня за счёт финансовой помощи спонсоров в образовательных организациях открываются современные лаборатории, позволяющие постигать будущим молодым специалистам тонкости профессии. Предприятия, финансирующие вузы, техникумы и колледжи должны иметь от государства преференции.
Зам. председателя Госсовета напомнила о том, что в прошлом году Госдума и Совет Федерации дважды обсуждали вопросы, связанные с проблемами образования, в ходе которых было предложено внести поправки в 25 статью Налогового Кодекса РФ. Валентина Жиделева предложила выйти с ходатайством в эти структуры о рассмотрении рекомендаций, принятых участниками круглого стола на Дне депутата.
Директор СЛИ Любовь Гурьева на примерах своей презентации рассказала об опыте кластеризации в лесном образовании. За пять лет в Лесной институт поступил 1391 выпускник техникумов и профильных школ. 220 человек за время обучения в СЛИ получили рабочие профессии.
- В соответствии с образовательными стандартами в течение 4 нормативных лет обучения на бакалавриате студент должен отработать до 36 недель практики. Это целый учебный год. В связи с этим возникает вопрос, как будет выстроено дуальное образование?
Поставленный вопрос Любовью Гурьевой был обращён к законодателям и работодателям республики. К сожалению, многие руководители предприятий ещё далеки от решения кадрового вопроса. Первый заместитель министра промышленности, транспорта и энергетики Александр Гибеж привёл примеры, которые выявили профориентационные семинары, проводимые ЛОК РК. Так, в Троицко-Печорском районе население даже не знает, какие предприятия находятся на территории муниципального образования.
- Элементом дуального образования является профориентационная работа. А жизненные установки молодёжи не в полной мере отвечают условиям, созданным на рынке труда. Школы и предприятия должны совместно прививать интерес к техническим и рабочим профессиям. - Александр Гибеж рекомендовал включиться в эту работу Союзу лесопромышленников и Союзу промышленников и предпринимателей (работодателей) Коми и разработать мероприятия по социальному партнёрству.
Вице-президент Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Коми Владислав Рудой предложил закрепить предприятия за образовательными организациями для профориентационной работы и прохождения практик. Прозвучало также предложение об отмене свободного выбора места практики обучающимися.
Чтобы решать вопросы дуального образования, - сказала начальник отдела Министерства образования и молодёжной политики РК Светлана Сурина, - прежде всего, необходимо определить в регионе базового координатора по внедрению дуальной модели профессионального обучения. В некоторых регионах такой структурой являются Торгово-промышленные палаты.
Участники круглого стола приняли ряд рекомендаций в адрес Госсовета РК, Правительства региона, Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) по созданию нормативно-правовой базы, касающейся развития дуального образования; предоставления предприятиям, осуществляемым инвестиции в образовательные организации, налоговых льгот; развитию механизмов государственно-частного партнёрства; создания многофункциональных центров прикладных квалификаций и формирования территориально образовательных кластеров.