Кластерный подход стал действенным инструментом в период модернизации профессионального образования в регионе – к такому выводу пришли участники совещания, прошедшего недавно в большом зале Госсовета Республики Коми. Поводом для его проведения послужило завершение в этом году реализации Программы по внедрению инноваций в сфере подготовки кадров для экономики РК, принятой правительством в 2010 году на пять лет.
Стержнем повестки дня стала работа созданного в феврале 2011-го Лесного образовательного кластера, ставшего площадкой для системной многоуровневой и непрерывной подготовки технических кадров. Совещание открыла заместитель председателя Госсовета Республики Коми, руководитель партийного проекта «Модернизация образования» в регионе и председатель Совета ЛОК РК, избранная единогласно его членами в этот день, Валентина Жиделева. Она предоставила слово председателю Комитета по социальной политике Госсовета РК Наталье Паншиной, возглавлявшей до избрания депутатом регионального парламента Печорский промышленно-экономический техникум. Наталья Николаевна пожелала образовательным учреждениям в своём развитии идти на шаг вперёд промышленных предприятий.
После анализа деятельности ведущих вузов региона – УГТУ, на базе которого формируется инновационный нефтегазовый кластер, и СГУ имени Питирима Сорокина, недавно завершившего реорганизацию путём объединения с Коми государственным педагогическим институтом, Валентина Жиделева рассказала об истории создания и развития Лесного образовательного кластера РК, его значении для повышения качества подготовки кадров, так остро необходимых сегодня экономике региона.
Месяц назад в течение недели с деятельностью членов ЛОК РК знакомилась делегация Асинского техникума промышленной индустрии и сервиса из Томской области, приём которой был также организован Государственным Советом РК. Своё желание стать членом кластера коллектив выразил недавно в своём письме, пришедшем в адрес СЛИ. К слову надо сказать, что просьба коллег из Асинска была удовлетворена. На этом же совещании их приняли в члены ЛОК РК.
- Со вступлением в Лесной образовательный кластер представителей других субъектов Российской Федерации, - отметила Валентина Жиделева,- он становится межрегиональным. Положительный опыт, накопленный в Коми, благодаря зампредседателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию Владимиру Бурматову стал также достоянием участников круглого стола в Липецкой области, на котором присутствовал депутат, до этого побывавший в Сыктывкарском лесном институте.
Обращаясь в зал, где присутствовали приглашённые руководители культурных, медицинских и педагогических образовательных организаций, Валентина Жиделева предложила им создать свой отраслевой кластерный механизм, позволяющий выстроить эффективную цепочку: начальное — среднее — высшее профессиональное образование. Это обеспечит его преемственность и непрерывность с целью подготовки необходимого числа специалистов различного уровня, отвечающих требованиям инновационной экономики, что является одной из важных составляющих модернизации профессионального образования в регионе.
Александр Гибеж, первый зам. министра развития промышленности и транспорта РК назвал образовательные учреждения питательной средой для промышленного ядра республики, без которой не может быть успешного развития предприятий. ЛОК РК находится в преддверии большого скачка, сказал он, и поделился планами создания в Коми лесного кластера, который станет ключевым механизмом развития одной из ведущих отраслей региона.
- Тесное взаимодействие уже семнадцати образовательных организаций даёт хорошие результаты, - директор СЛИ Любовь Гурьева, в своей презентации показала, насколько многогранна деятельность кластера. - За пять лет в институт пришли почти полторы тысячи абитуриентов из техникумов, колледжей, лицеев и школ-членов ЛОК РК. Что очень важно - ребята сделали осознанный выбор.
Ещё до поступления в Лесной они посещали лаборатории, занимались наукой и творчеством, участвовали в спортивных мероприятиях. А 220 студентов СЛИ после занятий в вузе обучались в лесопромышленном техникуме рабочим профессиям - машиниста лесозаготовительных и трелевочных машин, сварщика, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, мастера отделочных и строительных работ.
Впервые в истории профессионального образования республики, констатировала Любовь Гурьева, научный проект Сыктывкарского лесопромышленного техникума «Концепция формирования и развития инновационного лесного кластера Республики Коми» получил престижный грант Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Подготовлен он был при участии СЛИ.
Говоря о перспективах развития системы профессионального образования в республике Коми, начальник отдела Министерства образования РК Светлана Сурина назвала шесть направлений деятельности. Предстоит выделить пятьдесят наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей, внедрить практико-ориентированные модели обучения, организовать ДПО руководителей и педагогических работников, сделать системой региональные, национальные и отраслевые чемпионаты профессионального мастерства. Предусматривается также проведение информационной кампании по повышению престижа профессионального образования, рабочих профессий. По утверждению Светланы Суриной, государственная поддержка модернизации системы профессионального образования будет осуществляться в форме субсидий.
О важности интеграции в образовательном сообществе республики говорила в своём выступлении директор Сыктывкарского лесопромышленного техникума Ирина Герко, о взаимодействии Сторожевской средней школы с ЛОК РК в вопросах работы школьных лесничеств – директор школы, заслуженный учитель России Ангелина Захаренко.
По итогам работы совещания была принята резолюция.